Как устроена наука?



С незапамятных времен человек пытался объяснить все, что происходит вокруг него и с ним самим. До появления науки ему «помогали» в этом мифы и религия. Проверить, убедиться в правильности своих представлений человеку, зачастую, не было дано. 

Скажем, древние греки пытались по наблюдениям, а часто только умом - и это им удавалось - объяснить очень многие явления в природе. Но до такого способа контроля своих мыслей, как опыт, эксперимент, они не додумались. Из-за этого возникало немало ошибочных идей, которые удалось исправить или опровергнуть лишь спустя столетия. Только в начале XVII века знаменитый итальянец Галилео Галилей ввел в практику опытный метод, с помощью которого можно было проверить различные догадки, например, о том, как движутся окружающие нас тела.

Постепенно этот - научный - способ познания находил все больше сторонников. Сейчас мы можем проследить в общих чертах, как «работает» мысль ученого-естествоиспытателя. Выстраивается цепочка: опыт (эксперимент) - обдумывание его результатов - рождение догадки (гипотезы) - вновь проверка опытом - вывод новых законов природы (создание теории) - применение их на практике (постройка приборов и машин). Иногда звенья этой цепочки меняются местами догадка опережает опыт, опыт опровергает догадку. Иногда поиск идет вслепую, путем долгих проб и ошибок. Но в целом без этих звеньев, не обойтись, если мы говорим о серьезной современной науке.

Конечно, истории известны и совершенно случайные открытия. Но недаром же говорят: «Случай ждет избранных», то есть готовых его «поймать». Вот вам классический пример.
Выдающийся английский физик Дж.Максвелл теоретически (проведя расчеты на бумаге) предсказал существование электромагнитных волн. Немецкий ученый Г.Герц уже специально искал и обнаружил затем эти волны опытным путем. И прошло совсем немного времени, как в конце прошлого века наш соотечественник А.С.Попов и итальянский инженер Г.Маркони сумели использовать эти волны для передачи радиосигналов на расстоянии. А уж теперь без радио нам, как говорится, никуда не деться.

Уже здесь, кстати, прослеживается ставшее сегодня очевидным разделение труда между самими учеными, между учеными и инженерами, между инженерами и техниками. Теоретики пишут формулы и указывают дорогу новым опытам, экспериментаторы проводят опыты и ставят новые вопросы перед теоретиками. Инженеры и конструкторы, опираясь на достижения тех и других, воплощают идеи и расчеты в проекты и модели, и огромное число техников и рабочих создают по этим проектам машины и сооружения.

Наука проникла во все области нашей жизни и трудно найти сейчас хоть что-либо новое, изобретенное человеком, где бы не было ее вклада.

Читать следующий рассказ: Что учёному нужно для работы? 

Перейти к содержанию книги "Я познаю мир: Физика"

Комментариев нет:

Отправить комментарий